bakor.info

Home News

О полезном и безвредном

15.10.2018

видео О полезном и безвредном

КАКОЙ АЛКОГОЛЬ РЕАЛЬНО ПОЛЕЗНЫЙ

  Есть виноград ради пользы?!! 

 Мы привыкли искать в продуктах пользу и опасаться вреда. Мы верим в то, что польза и вред – качества самих продуктов. Наивные! И то и другое – всего лишь ярлыки, символы, к продуктам никак не относящиеся.  Глаза мне на это открыл Валентин Юрьевич Николаев, сын покойного  доктора Юрия Сергеевича Николаева, «русского Брэгга», сделавшего лечебное голодание одним из методов нашей медицины.


РЕЙТИНГ АЛКОГОЛЯ ПО СТЕПЕНИ ВРЕДНОСТИ

На самом деле нет ни одного продукта, о котором не нашлось бы противоположных «научных» мнений. Мы едим сырую морковку – а кто-то пугает, что от грубой клетчатки может пострадать желудок. Мы бросаем морковку – другой делает круглые глаза: в ней же бесценный каротин!!!  Но это – цветочки.


Какая Доза Алкоголя является Безвредной

А вот – ягодки, и серьёзные: веря в «полезность»,  мы совершенно не беспокоимся о безвредности продукта.  Картошка и растительное масло – «ценные питательные продукты», и мы с удовольствием трескаем чипсы. И не глядим, что чипсы – выжженные, то есть уже ядовитые картошка и масло, плюс химия. В смесь краски, ароматизаторов и сахарина, называемых лимонадом, добавлены витамины – и мы верим, что это уже не навредит. Есть «полезная» водка – в неё добавляют янтарную кислоту, которая «снимает зависимость от алкоголя». Ещё немного, и мы поверим, что мышьяк с витаминами тоже полезен!

Братцы! Со времён первой торговой сделки слово «полезен» означает «купи у меня!» — и ничего больше. В одном только яблоке веществ – миллионы. Наука постоянно находит новые «полезности», но всё это – крохи целого. Полезное вчера объявляется бесполезным сегодня.  Полезность «благодаря содержанию…» — миф. А какой же критерий реален?   Безвредность.

«Искать пользу в пище – ошибка. Чистый организм сам чувствует, чего ему не хватает – и заявляет об этом так настойчиво, что вы просто не пройдёте мимо нужного продукта. Всё, что нужно организму – БЕЗВРЕДНОСТЬ пищи. Но безвредной пищи крайне мало – вот и ищем пользу, от бедности».

Эта глава — мысли о нас, нашем здоровье и нашем растениеводстве вообще.

РАДИ ЧЕГО ВСЁ ВЫРАЩИВАЕТСЯ

 А в очередь к покупателю уже в драку ломились продавцы…

Зачем мы выращиваем виноград, который не может расти без ухода?  

Если вдуматься, далеко не риторический вопрос!

Знаете, ради чего работают все, кто изучает и выращивает растения?  Знаете, что стоит у руля всех технологий растениеводства и защиты растений? И какому богу молятся учёные, создающие эти технологии?  Этот бог, смысл и источник – ваши потребности, дорогой мой потребитель!

Вдумайтесь, что это значит. Не здоровье людей – в том числе и ваше. Не процветание ваших близких, детей и внуков. Не сохранение природы, в которой им жить. Не забота о голодных. Не благосостояние человечества.  Да, это важнейшие, самые верные идеалы. Но все они, вместе взятые, не годятся в качестве цели производства. Потому что никакие идеалы не могут заставить вас, пришедшего на рынок, что-то купить! 

Мы, вышколенные рекламой усердные потребители, выбираем продукт не умом, и даже не на вкус, а глазами. Всё большое, яркое и блестящее гипнотизирует нас, как блестяшки — сор о к. А всё более дорогое для нас – символ собственной значимости. Что заставляет людей постоянно платить деньги за ненужные, даже вредные вещи? Если говорить прямо — страх и жадность.

«Сейчас, только с момента уборки до попадания на прилавок, плоды обрабатывают химикатами 5-6 раз. (Сначала это – ускорители созревания, потом красители, ароматизаторы, подсластители, консерванты, а часто ещё имитаторы блеска!) …Пока существует извращённое представление о ценностях, согласно которому размеры и внешний вид имеют большее значение, чем качество, проблема загрязнения продуктов питания не будет решена» (Масанобу Фукуока).

 Мы готовы вдвое платить за большую и яркую гроздь турецкого Кардинала, и вчетверо – если он продаётся в марте. Мы не согласны ждать до августа, и нам всё равно, чем нашпигованы эти ягоды. «Мы со страшной силой выращиваем виноград, для чего травим его ядом, но пока мы над ним бьёмся, из нас выходит столько шлаков, что есть этот виноград уже не смертельно!» — вот он, несгибаемый оптимизм нашего дачника, делающий нас таким загадочным народом! 

 Купим ли мы невзрачные грозди, будь они хоть трижды целебными?  Утверждаю – нет. В 1997 году власти Краснодара пытались насытить рынки столовым виноградом местных хозяйств. Акция провалилась –  его не стали покупать. Продолжали брать турецкий. Правда в том, что фермер, заботливо возжелавший накормить вас чем-то чистым и полезным, вынужден будет снизить цену настолько, что в миг разорится. А вместе с ним – учёные, что ему помогали. Потому что продать можно только то, что купят!

Вы скажете: ну кто же мешает нам выращивать такой же красивый, но чистый и вкусный виноград? 

Попробуйте сами. Не гектары – два куста. И вы увидите: у нас, на юге, без химии можно вырастить только вкусное и безвредное. Но такое крупное и красивое, чтобы гарантированно продать — нельзя. Аксиома нашего сегодняшнего рынка:  особая внешняя привлекательность плодов – продукт интенсивной химизации и особого ухода. 

РЕПЛИКА О ПОПУЛЯРНОСТИ ХИМИИ

 Всюду, куда ни плюнь, это уже сделали,

и помногу раз!

Агропромышленный комплекс сейчас далеко обогнал военную промышленность по загрязнению окружающей среды. Более того, химическая защита создала и расплодила массу паразитов, устойчивых к химикатам. Она не решила проблему, а раздула её до критических масштабов. Почему же именно химия, а не что-то другое, остаётся излюбленным методом удовлетворения рыночных запросов?

 По той же причине, по которой рынок покупает красивое: нежелание думать наперёд. Внешний эффект химии виден сразу, а её тотальный вред растянут и не заметен. Химическим корпорациям ничего не остаётся, кроме как поддерживать наглядность эффектов и гипнотизировать нас рекламой. Чтобы отказаться от химии, нужно дать себе труд изучить свой агроценоз, найти и опробовать другие методы. Нужно создать своё растениеводство! Это такой же подвиг, как отказаться от лекарств и создать своё здоровье, познав свой организм и изменив привычки.

 Ведущие специалисты по химической защите удивительно солидарны в отношении к ней. «Все знают, что химия опасна, вредна, малоэффективна.  Знаешь, почему она так популярна?  Думать не надо.  Залил, опрыснул – и трава не расти. Не помогло – опять же, химики виноваты. Биологическая защита требует больших знаний – не всякий районный специалист может разобраться. А устойчивые экосистемы строить – может, на всю страну есть пара таких учёных, а может, и нет».

Кстати, кусты, оставленные для себя, мастера без особой нужды не обрабатывают. 

ВИНОГРАДАРСТВО БЕЗ ХИМИИ?

  Очень тяжело менять, ничего не меняя — но мы будем!

Так стоит ли ухаживать за виноградом, который не может расти без ухода?.. Есть человек, дерзнувший задать этот вопрос и промышленному виноградарству.

Александра Ивановича Потапенко хочется назвать «Вернадским нашего виноградарства». Его книга «Русский зимостойкий виноград» — настоящий клад для сторонников природного растениеводства и любителей лесосадов.  Видя, как виноградарство, подобно интенсивному земледелию, тонет в химикатах, вызывает ухудшение почв и становится опасностью для природы, А.И Потапенко предлагает альтернативный путь – снизить потребности, но сделать основную часть виноградарства свободным от химизации, не требующим укрытий и почти безуходным. «В противном случае виноградарство рискует уйти в небытие как отрасль, опасная для жизни людей».

Качества, нужные для такого виноградарства, Потапенко обнаружил в генофонде нашего амурца. «Амурский виноград привлекал мена на стыке двух глубоких увлечений – селекцией и охраной естественной природы». 1984 г. Александр Иванович перенёс коллекцию амурского винограда под Волгоград, в село Оленье, где и занимается его окультуриванием.  Его технические сорта — неукрывные для Поволжья, не нуждаются в химической защите и летних операциях; их можно потреблять свежими или делать красные вина весьма высокого качества.

Сейчас сеянцы А.И. Потапенко выращиваются и во многих местах. В Тульской области, у Ю.В. Зотова – он ведёт селекцию на устойчивость и морозостойкость. В Приморье, в Партизанске, у О.А. Гальвера. Зная свой край и используя опыт покойного А.И. Васьковского, Олег Александрович так же мечтает создать идеальные сорта, совмещающие в себе три качества:  полную неуязвимость к морозам, полную иммунность к милдью и прекрасный вкус. Сорта, не дотягивающие хотя бы по одному из этих качеств, Гальвер принципиально бракует. «Приморью нужен вкусный виноград, который бы не приходилось ни обрабатывать, ни укрывать. Отсутствие одного из этих качеств перечёркивает все другие достоинства сорта».  Говорите, идеал не достижим?.. Посмотрим!

К счастью, практически без химикатов пока обходится Сибирь, половина Черноземья и весь наш север. С этой точки зрения не так уж смешны дачники, живущие по принципу: что Бог даст, то и моё! 

КОНЦЕПТ ОПТИМАЛЬНОГО КУСТА

 Пришла весна — набухли почки!

И печень тоже барахлит…

 Селекция юга пошла по пути столовых сортов, достаточно устойчивых и к морозу, и к болезням. За двадцать последних лет к/у сорта стали основой нашего любительского виноградарства. Две профилактических обработки системниками – вполне приемлемый экологический компромисс. Но мы, дачники, можем обойтись и без них.

«Экологически чисто и безвредно только то, что вырастил сам, без применения химии, и собрал полностью вызревшим. Практически весь рыночный виноград химизирован или не достиг полной зрелости – то есть  вреден для здоровья » — говорит Игорь Сергеевич Галкин (г. Таганрог). Сам он выращивает виноград без применения химикатов.

 Августин, ЗОСя, V-6-2пк, Лора и Восторг – на Кобере; Кеша-1, Фрумоаса албэ, Подарок Запорожью, Галбена Ноу, Тип столетия — корнесобственные; хороший агрофон, средняя нагрузка, мощные формировки на наклонных беседках – и урожаи достаточно стабильные. В самом мокром 2004-м, когда к началу июля сгорели почти все дачные виноградники, у Галкиных почти не пострадали Тип столетия, Низина, Подарок Запорожью, Кеша-1, Галбена Ноу, Восторг, а так же винные: Степняк, Грушевский белый, Регент, Бианка.

Аркадия – самый крупноплодный сорт из всех упомянутых, но требует двух обработок фунгицидами. Молдова в Таганроге при любом отклонении от оптимальной погоды и агротехники не дозревает. Незрелый виноград так же содержит много вредных для здоровья веществ. Вывод: лучше не дотянуть во внешней красоте, чем есть, а тем более продавать некачественный, вредный продукт.

Игорь Сергеевич обнаружил: защита нужна кусту тем меньше, чем куст оптимальнее. Особенно важна приподнятость над землёй и свобода пространства. Обсуждая сие за дегустацией десертного медового муската, мы пришли к очень грубому, но наглядному «концепту оптимального куста». То есть изобразили оптимальный куст на бумаге для лучшего уяснения (рис. 137). Думаю, грубость модели позволяет видеть в ней общий образ для всех плодовых и овощных культур.

*** 191. Рис. 137.

Все обозначенные условия не просто должны стремиться к оптимуму для данного сорта, но и находиться в равновесии. Идеальный куст – это окружность. Чем больше отклонения от окружности – тем меньше пользы и больше вреда в полученном урожае.

Для примера показаны две крайности. Крайность 1 – сильнейший привитый шпалерный куст, растущий прямо над канализационным люком возле курятника, обчекрыженный на нет. Урожая мало и он долго не может созреть, болезненность повышенная, зимостойкость снижена. Крайность 2 – беседочный куст на слабом агрофоне, который не режут, не поливают и не кормят годами. Сильнейший перегруз, рукава отсыхают сами. Урожай мелкий, зреет с задержкой, сильно гниёт. Болезненность повышена, зимостойкость почти никакая. 

Хочется надеяться, что через какие-нибудь два-три десятка лет все страны объединят генофонд и усилия в селекции. Своё слово скажет и генная инженерия. И тогда появятся совершенно устойчивые сорта выдающихся потребительских качеств. А сейчас мы переживаем первую фазу селекционной эволюции столового винограда – расцвет  сортов с групповой устойчивостью.  Эти сорта – отличный шанс сберечь природу и здоровье. В любительских условиях они обходятся всего двумя профилактическими обработками, а в хорошие годы не требуют и этого. Новые системные фунгициды, стремление к «оптимальным кустам» — и мы, дачники, можем спокойно есть чистые, здоровые ягоды. 

К/у сорта – подарок нашего времени. Приручим же их, братцы! Натрескаемся же их от души и возблагодарим за них селекционеров!

*** 192. «Абсолютно устойчивый виноград»

Чтение RSS
rss